Методическое пособие по спецкурсу «Психодрама и социометрия»

1. Групповая терапия: лечебные факторы и особенности. Определение психодрамы

На протяжении всей человеческой истории мы можем пронаблюдать существование различных форм и способов постижения себя, вырабатываемых человечеством. Сочетание в человеческой природе рационального и иррационального всегда заставляла человека, каким то образом проявлять то, что не может быть выражено с помощью слов в логике языковых высказываний, с целью объединить эти две составляющие собственной души, достичь их гармоничного соединения. Мистерии и ритуалы, средневековый карнавал, мифология и, конечно же, искусство вот лишь некоторые способы восстановления целостности собственной души, существующие в человеческой культуре. Театральное перевоплощение, существует почти столько же, сколько и цивилизация, постановка и разыгрывание мифологических сюжетов представляла возможность индивиду отражать свой внутренний мир в зеркале переживаний героя и освобождаться посредством катарсиса  от сходных чувств и страстей. В современном мире все вышеперечисленные формы рефлексии, самопостижения и душевного исцеления существуют и продолжают выполнять свою функцию, касательно отдельных представителей сообщества, однако, для человека поистине современного, воспитанного на научном понимании мира такую функцию отражения чувств, желаний, мыслей субъекта, вытесненных запретами и восстановления целостности выполняет психотерапия.

В гуманитарной психологии существует постулат о том, что человек понимает свою жизнь сюжетно и последовательно, выстраивая некие сюжетные взаимосвязи между событиями и впечатлениями. На что каждый человек опирается в осмыслении своей жизни – драма, роман, трагедия, миф, притча задается теми культурными формами, которые выбраны им как индивидуальная форма самопостижения.

         Психодрама является прекрасным примером того, как возможно совмещение различных  уровней сознания и сторон человеческой натуры от самых древних и архаических, что представлено карнавальным элементом психодрамы, включенностью опыта тела,   до рациональных форм понимания себя и своей жизненной ситуации в виде сюжетов, которые разыгрываются в процессе терапии. Возможно, в силу этого так трудно дается переведение на научный язык всех феноменов, с которыми сталкивается участник в психодраматическом процессе. Не существует даже единого определения психодрамы. У самого Морено мы видим такие разные постулаты: «форма драматического искусства с эстетическими идеалами», «политическая система с общественными ценностями», «наука с исследовательскими претензиями», «психотерапевтический метод с целью излечения и философия жизни».

Понимая всю многогранность и глубину терапевтических процессов, происходящих  в драматической группе, мы можем дать определение психодрамы с процессуальной точки зрения: Психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрываются сцены из жизни субъекта или его фантазии, сны, состояния. Роли могут брать на себя другие участники группы. Можно выделить несколько фаз  психодраматического процесса: разогрев, действие, проработка, завершение, шеринг.

         Это определение оставляет за рамками проникновение в суть механизмов исцеления, что позволяет изменять содержание личностных конфликтов, прорываться сквозь механизмы защиты к капсулированным травмам и переживаниям, активизировать процессы личностного развития и созревания.

2. Биографические данные Я.Л. Морено

Психодрама, в основном известна как специфический  психотерапевтический метод, созданный Я.Л.  Морено, но так же как мы не можем ограничить психоанализ З Фрейда только лишь психоаналитическим интервью так же, и имя Морено, нельзя связывать с созданием метода ролевых игр. Кем он только не был! И кудесником и апологетом и всеобщим миротворцем и создателем новых методов в самых разных областях, новой философии и новой религии, да еще изобрел магнитофон.  О нем ходит множество легенд. Само происхождение Морено, окружено тайной. Точная дата его рождения неизвестна  1889, 1890, 1892? И даже место рождения не имеет точной локализации. Он родился на корабле во время путешествия его родителей по Черному морю. Да и семья его не была обычной еврейской семьей: мать воспитывалась в католическом монастыре, хотя и не приняла католичество, отец мечтал быть актером. Жили они сначала в Бухаресте а потом, когда Морено было 5 лет переехали в Вену. Там он провел свое детство и молодость, Учился в Университете, окончил его с 2 дипломами: врача и философа, слушал лекции Фрейда, писал стихи и печатал их в собственном журнале, создавал театр импровизации и спонтанности.

         В первую мировую войну он работал врачом в лагере тирольских беженцев  в Миттендорфе и там он впервые обратил внимание на реальность существования сил притяжения и отталкивания, что послужило основой для создания социометрической теории, без которой теперь немыслима никакая наука об обществе.

Современная эпоха усвоила его идеи  так глубоко, что забыла имя их творца. Он создал групповую психотерапию, социометрию и психодраму, социодраму и социономию. Его учениками были Курт Левин, Ф. Перлз, В Сатир. Каждый из них усвоил и глубоко развил некую одну идею из творчества Морено. Так например,  К Левин говорил «если бы не Морено, я бы не занялся групповыми процессами» Гештальт – подход созданный Перлзом,  основан на технике психодрамы примененной не в группе а внутри личности. Читая книги Сатир, мы видим установку столь важную для Морено , что проблемы возникают не у человека а между людьми.

 В институте Морено В Нью – Йорке  учились так же, Э Берн, Георг Бах. Даже первые публикации представителей НЛП появились в журнале Морено «Социометрия»

         После переезда в Америку в 1925 году он создает частную психиатрическую клинику в Бэконе, которую сейчас возглавляет его жена Зерка Морено. В США Морено были предоставлены возможности для проведения широкомасштабных экспериментов в школах, тюрьмах и воспитательных уч-ях. Были созданы институты Морено по групповой психотерапии, социометрии и психодраме. В1949 году открывается психодраматический театр в Гарварде, в том же году ПД вводится в калифорнийские тюрьмы.  В 1947 г. социометрические методы  введены в школу. Во время войны они использовались в армиях Англии и США.

Умер Морено в 1974 г.   Однажды один из его учеников спросил его, какую эпитафию он хотел бы видеть на своей могиле: он ответил «Здесь лежит человек, который внес в психотерапию улыбку и смех».

3. Антропологические воззрения Морено

         Они базируются на двух убеждениях:

  • Человеческая природа подобна космическим и вселенским законам он есть отображение и частица космической триады: спонтанности, действия, креативности. «Человек существо космическое» - чем принципиально отличается от подхода Фрейда.
  • Человек включен в космическое и межчеловеческое взаимодействие, т.е. он существо социальное и отдельный индивид есть фикция.

Он отстаивал мнение, что «самочувствие  индивида, как и самочувствие всех людей все больше и больше будет определяться судьбой всего человечества а судьба всего человечества все больше и больше будет зависеть от творческих и спонтанных интеракций людей в группах и групп между собой.

3 космические первопринципа присущи априори и человеку.

 

Спонтанность -  является ключевым понятием в теории Морено, которая является локусом личности и  фундаментальным качеством человека, более древним, чем память рассудок и сексуальность. Сейчас у большинства людей она находится в зачаточном состоянии,  но потенциальные возможности высвобождения спонтанности безграничны. Её высвобождение в сфере межчеловеческих отношений подобно высвобождению ядерной энергии  в физике. В практическом плане Морено определял спонтанность, как адекватную реакцию личности на новую ситуацию и новую реакцию на старую ситуацию.

Спонтанность, как особый вид энергии  обладает 4 качествами:

  1. проявляет себя как некая форма энергии и познается только через ощущения.
  2. это энергия, которую нельзя накапливать. Она появляется, чтобы быть истраченной в особый миг творения, попытки удержать или накопить ее приводят к исчезновению.
  3. Ей можно научиться посредством психодрамотерапии.

Именно развитие спонтанности Морено рассматривал как основную цель психотерапии. Т.К. эволюцию человечество он связывал не с покорением материи и космоса, а с развитием способности человека понимания и  взаимодействия с другими людьми, разбивания своих собственных ригидных стереотипов и установок.

  1. Наблюдаемость спонтанности. Она имеет весьма конкретные проявления в поведении, как и любовь, ненависть и.т.д.

Следующим первопринципом является действие

Действие является признаком всего живого, а также того, что называется материей. Во всем макро- и микро­космосе бытие зиждется на действии, движении и дея­тельности. Действие, как космический феномен, тоже го­раздо древнее человека. Если рассматривать его как спо­соб человеческого поведения, оно древнее языка. Послед­ний, несмотря на его огромное значение для умственного развития человека, является лишь логико-синтаксической формой объяснения; которая становится возможной толь­ко на более поздних стадиях детского развития. Дорече­вая жизнь ребенка отнюдь не выражается в ней удовлет­ворительным образом. Однако глубокие детские конф­ликты коренятся как раз в переживаниях первого перио­да жизни, в чувстве идентичности ребенка со своей пер­вой психической вселенной, прежде всего с матерью как первым опытом межчеловеческих отношений. Этот самый ранний опыт находит свое неполное выражение лишь го­раздо позже в языке матери. Посредством языка он пере­дается только символически (96).

Поэтому уже в молодые годы Морено, проявив себя как самобытный психиатр, поставил перед собой задачу найти метод, который связал бы тотальный опыт доречевых стадий развития с речью, которая в них формируется, но появляется позже. Уже тогда ему было ясно, что этот метод должен быть акцuональнм методом (методом действия). Он ре­шил эту задачу, разработав психодраму.

    Само это слово состоит из психики и драмы и означает, по сути, действие психики. На таком действии зиждется вся на­ша жизнь. В процессе того, как клиент, побуждаемый терапевтом, воспроизводит на сцене, например, события из своей жизни, становится очевидным, каким об­разом его психика определяет его поступки, а они со своей стороны оказывают решающее влияние на его пси­хику. С патологическим поведением поступают в психо­драме совершенно аналогично. Ситуации, связанные с ним, проигрываются, изменяются и именно благодаря этому оказываются под контролем. Поскольку психодра­мотерапия использует естественное поведение человека, Морено называет ее психодраматическим методом естественного излечения.

Креативность

В своих рассуждениях о креативности Морено также обращается к жизненным реалиям космоса. Креативность всегда отчетливо проявляется там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования. Важ­ным примером является биологическое размножение. Спонтанно образовавшаяся комбинация генов в родитель­ских половых клетках, слившихся при оплодотворении в одну клетку, становится главным формирующим принци­пом креативного - то есть релевантного данной форме или информационной системе - развития нового живого существа.

Если Морено рассматривает спонтанность в качестве архикатализатора, то в креативности он видит формирующую субстанцию, в креативном миро­вом процессе - причину и цель космического бытия. По мнению Морено, причина духовного кризиса нашего общества, возможно, состоит в том, что мы веками принимали в расчет Бога лишь после седьмого дня сотворения мира, так сказать, Бога в его обустроенной форме, упустив из виду Создателя в его неисчерпаемой креативности. Об этом творческом статусе Бога Морено пишет: Как бы парадоксально это ни звучало, но статус Бога го­раздо более близок человечеству, nодобно тому как мать ближе своему ребенку во время беременности, чем после отделения от него, потому что он не совер­шенное и недостижuмое существо, которое мы себе представляли, а растущее, бродящее, активно форми­рующееся и, будучи несовершенным, стремящееся к со­вершенству и завершенности». Это и есть творче­ский мировой процесс, в который все мы включены.

Какое же отношение, однако, имеет к креативности психодрама? Морено разрабатывал её, в том числе, в ка­честве терапевтического средства для излечения невро­зов креативности, то есть состояний, которые уже не по­зволяют человеку рационально-любовно и творчески от­носиться к окружающим его или имманентно присущим ему связям с бытием и вызывают у него стагнацию. Поэтому с самого начала лечения психодраматический ме­тод направлен на повышение адекватной действитель­ности активности пациента. Он нацелен на мобилизацию его спонтанности. Благодаря концентрированным инте­ракциям (взаимодействиям) и обмену ролями он позволяет исполнителю ро­ли постоянно расширять когнитивно-эмоциональное вос­приятие своих непосредственно важных жизненных свя­зей. В результате появляются новые знания и представ­ления, к которым впредь он может относиться творче­ски, сообразно со своим предыдущим развитием.

4. Теория ролевого развития личности

Сущность развития по Морено проявляется в:

1) формировании способности к межчеловеческим отношениям (социоэмоциональное развитие).

2) приобретении опыта благодаря ролевому развитию.

Структуру личности Морено рассматривает как набор ролей. «Роли не возникают из «Я», но «Я» может возникнуть из ролей»  - утверждает автор.

Причем в понятии роль Морено описывает различные типы поведения, выявленные в различных сферах жизни. Роли представляют собой множество отдельных способов реагирования и поведения, отличающихся устойчивой организацией и проявляющиеся в ответ на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

 В теории Морено видно, что любая роль представляет собой межчеловеческий опыт и, что для ее актуализации требуется взаимодействие между людьми. (н-р роль учителя актуализируется только в присутствии учеников). Процесс формирования личности и социализации  это процесс поэтапного присвоения различных ролей и приобретение опыта благодаря ролевому обучению.

Данная теория ролей в отличие от иных ролевых теорий не ограничивается одним только социальным измерением, а распространяет понятие роли на все области, в которых происходит контакт человека с внешней реальностью.

           Он выделяет несколько ролевых категорий.

Первичные ролевые категории. Они являются результатом или этапами нормального ролевого развития индивидуума

  1. Соматические роли – первые роли в жизни человека. Нельзя сказать, что они являются сугубо соматическими, т.к. выполнение любой физиологической функции у человека всегда сопровождается психическим компонентом. Исполнение соматических ролей является не только залогом выживания организма но и дальнейшего развития и перехода к другим ролевым уровням. ( н-р сосание груди – чувство наслаждения – способность  к любви)
  2. Психические роли - психические корреляты соматических ролей. Они определяют характер исполнения соматических и социальных ролей.
  3. Социальные роли. – это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями жизни. Всем социальным ролям соответствует ролевой статус, существующий независимо от носителя роли. Таким образом, социальные роли стереотипны.
  4. Трансцендентные или интегративные роли – в них человек начинает идентифицировать себя со всем человечеством, приходит к общечеловескому взгляду на мир и иные явления, поэтому часто их называют религиозными и этическими ролями. Соматические, психические и социальные роли психически здоровый человек считает менее   важными, чем свою личность, однако если же актуализируются интегративные роли то они воспринимаются человеком как более важные чем его личность. 

 Морено описывал еще и вторичные ролевые категории, куда относятся:

  1. Психодраматические роли – все роли, в которых действует пратогонист в психодраме, раскрывают человека в его индивидуальном своеобразии.
  2. Консервированные роли – «консервы» - результаты творческого процесса оторванные от места и времени творения, такие как произведения искусства, науки а так же технические и материальные объекты, образцы и нормы поведения. Сохраненные благодаря техническим средствам и письму роли есть консервированные роли  (н-р театральная или кино – роль).

Ролевое развитие есть диалектический процесс т.к. с одной стороны человек  раскрывается и самоактуализируется в своих ролях, с другой стороны он сам возник и по настоящему свободен только вне ролей.

5. Стадии ролевого развития и соответствующие им базовые психодраматические техники

  Процесс развития личности  в онтогенезе, согласно данной концепции, есть процесс освоения роли и стоящего за ней поведенческого, эмоционального и когнитивного содержания, посредством прохождения ряда этапов: 1)первичное интеракциональное единство матери и ребёнка; 2) интерес к матери, на которую ребёнок обращает внимание; 3) наблюдение за ситуацией взаимодействия с матерью проявляющимися в ней отношениями; 4)внешнее подражание увиденным отношениям и взаимоотношениям; 5) интериоризация отношений в качестве собственных способов реагирования и переживания; 6) обмен отношениями или взаимоотношениями, в результате чего, интериоризованная роль может восприниматься как бы со стороны и подвергаться рефлексивному осмыслению. В дальнейшем, происходит выстраивание на фундаменте усвоенной роли своего собственного отношения и взаимодействия с различными аспектами действительности.

  1. Через феномены первого этапа процесса ролевого развития становится понятным то, каким образом отношение к миру опосредуется отношением к другим людям и те генетические предпосылки диалогического взаимодействия возможного между двумя субъектами, как оно описано в работах  М.М. Бахтина, М. Бубера, С.Л. Франка, С.Л. Рубинштейна. Первичное единство с «ты» определяет и делает возможным само существо «я». «Я» есть отдельное самодостаточное существо не в силу своей самодостаточности (в познавательной и практической деятельности), а в силу своего обособления  от другого «я», в силу своего противостояния «ты» и, следовательно, в силу своей связи с ним в этом противостоянии» / Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А.А.Ухтомского / Общение и развитие психики. М.: 1986. С. 21-31. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992  510 с., с. 50-53./ О первоначальном единстве «Я-Ты» как предпосылки диалогического взаимодействия много и убедительно писал М.М Бахтин: «Быть – значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит  в глаза другому или глазами другого /25, с. 312/.  В созвучии с этим находится и высказывание М. Бубера: «…через Ты человек становится Я» / Бубер М.  Я и Ты. М.:  Высшая школа, 1993. 173 c. 58/. Во всех приведенных высказываниях другой утверждается как необходимое онтологическое основание сознания и самосознания человека. А изначальная слитность «Я» и «Ты» – предпосылкой возможности диалога. 

На следующем этапе своего развития, по мысли Морено Я.Л., ребёнок воспринимает мать как «Он» – внешне противопоставленный объект, определенный через совокупность конкретных свойств и качеств – полюс овеществления по Бахтину. Однако, последующее развитие, в ходе которого происходит «передача» ребенку и разворачивание всех аспектов отношения к другому, реализуемые на первом этапе матерью как бы за двоих, с неизбежностью влечет за собой освоение и интериоризацию эмоционального и когнитивного содержания роли другого, интеграцию роли в структуру  личности ребёнка. На заключительном этапе освоения роли – обмене ролями –  другой опять превращается в «Ты» – полюс персонификации, по Бахтину. Морено утверждает, что именно из феноменов этой стадии возникает то, что он назвал теле-отношениями, при которых наряду с эмоциональным сопереживанием возможна одновременно  реалистичная оценка и понимание партнёра в его действительной ситуации и понимание своего «Я»  и своей действительной ситуации. Одновременное бытие «Я» и «Ты». Данная теория ролей, в отличие от иных ролевых теорий, не ограничивается одним только социальным измерением, а распространяет понятие роли на все области, в которых происходит контакт человека с внешней реальностью. Морено выделяет соматические, психические, социальные и трансцендентные роли, а так же различные уровни личностной идентичности, названные им «первичной вселенной» с соматическим и психическим единством матери и дитя; «вторичной вселенной», где ребёнок выходит в мир социальных ролей, идентифицируясь  с доступными ему социальными ролями;  «третьей вселенной» – переживанию тождественности с  трансперсональным бытием посредством усвоения общечеловеческих ценностей и предполагающим ценностно-смысловое отношение к миру и другим. В данном случае переживание единства происходит не на бессознательном уровне  как в первой вселенной, а в виде сознательной, смысловой причастности.

Зрелой любая роль или психологическая система может считаться тогда, когда  интериоризованны все аспекты данной роли в качестве собственных способов реагирования – поведенческие эмоциональные, социальные и когнитивные, а так же когда данная роль интегрирована в целостную структуру личности, как ценностно – смысловое образование.  Причем, переход с одного уровня идентификации на другой понимается как качественная трансформация целостной личности,  а не отдельного ее свойства. Таким образом, человеческая жизнь развертывается в «сфере среди индивидов» / Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект,  2001.  383 с. 47/ на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном уровнях во всеобъемлющих связях с другими людьми. При этом другие люди являются не внешней средой или обстоятельствами жизни человека, а главным содержанием его личности. Механизмом ролевого развития по мысли автора, является освоение разных типов межчеловеческого взаимодействия: от идентификации, порождающей переносы в отношении к другому, через вчувствование к теле-отношениям, где вчувствование – проникновение человека в личный, эмоциональный мир другого, направленная на другого, но все-таки односторонняя форма отношений, а теле – двусторонний, полностью развернутый здоровый модус  межчеловеческих отношений.

Перечисленные выше стадии ролевого развития раскрывают нам  внутренний механизм  усвоения роли. Остановимся  подробнее на каждой из них.

Эмбриональная стадия

Приступать к рассуждениям о теории ролей следует с того момента, когда у человека появляется поведение. Та­ковое, однако, имеется уже на эмбриональной стадии. Первой исключительно соматической ролью человека яв­ляется роль эмбриона в теле матери. В этом состоянии сво­им физическим развитием человек обязан (органической) плаценте. Ребенок и мать, несмотря на различия в их фи­зическом строении, образуют функциональное единство. Оба организма во время беременности го­товятся к родам. Морено считает, что помимо роста заро­дыша существенный вклад в этот процесс вносит также и его спонтанность, которую он назвал S-фактором.

В нормальных родах, которые немецкоязычные гинеко­логи характерным образом с давних пор называют спонтан­ными родами, Морено усматривает достижение давно же­ланной цели, первую победу  человека.

Первая вселенная

Для первой вселенной человека характерно то, что че­ловек с самого рождения действует в соматических ролях, не будучи с ними знаком на сознательном уровне. Морено чаще всего называет эти роли психосоматическими роля­ми. Термин  психосоматическая роль, однако же, указывает на переход к новой ролевой категории, катего­рии психических ролей. Если бы этот переход не произо­шел, человек остался бы на уровне анималистического бытия. В соматических, или соматопсихических, ролях, например в роли принимающего пищу, новорож.денный вступает в отношения с матерью и важнейшими свойства­ми мира. Он пока еще не делает различия между и Ты, между людьми и предметами, равно как между со­бой и своим телом. Ребенок действует в ролях, их не зная. Его жизнь представляет собой действие в соматопсихиче­ских ролях, и в этом действии он воспринимает мир и себя как единое явление. Первую вселенную как стадию, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с ми­ром, Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности. Эта стадия аналогичным образом описывается в рамках концепции привязанности Дж. Боулби, теории объектных отношений Д.В. Винникотта. Попытаемся интегрировать все три подхода, чтобы наиболее полно описать процессы, происходящие на этой стадии ролевого развития.

  1. Отношения в диаде мать – дитя всегда являлись предметом пристального внимания в психологии. Исследование влияния матери на здоровье  и психическую полноценность ребенка связанны с пониманием важности раннего общения матери и ребенка. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни (Эриксон). “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери  или враждебности окружения  у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.”  Исследования, проведенные Рене Шпитцем (Spitz R. Autoerotism reexamined // Psychoanal. Study Child, 1962.  V.17.  P. 283-315. р. 354) раскрыли, что происходит с детьми, лишенными прочных эмоциональных отношений с матерью в первые три года жизни. Было установлено, что это вызывает глубочайшие душевные и физические расстройства.” З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери.

Важность материнского отношения на ранних этапах развития  ребенка, его сложная структура, множественность культурных и индивидуальных вариантов побуждали исследователей различных направлений делать этот период материнства предметом своего изучения. Наиболее полное освещение раннего младенчества мы находим в работах психоаналитически ориентированных авторов:  Д.В. Винникота, Р. Шпитца, Э  Эриксона, М. Кляйн,  А.Фрейд ,Ф. Дольто. В своих работах они продемонстрировали важность ранних доэдиповых отношений в развитии и манифестации психопатологии, а также доказали что все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) отношений в диаде мать – дитя в этот период максимально важны. Другое направление рассмотрения взаимодействия матери и дитя исходило как из психоаналитических так и этологических идей, и предположения существования   у младенцев врожденных программ поведения, которые вызывают необходимую для выживания и развития заботу со стороны взрослых. (Айнсворт и Боулби) Идеи, получившие свое развитие в теории привязанности.

Особо следует отметить выводы характерные для обоих указанных направлений о том, что  взаимодействие со значимыми другими людьми в этот период оказывает воздействие на происхождение, природу и функционирование внутрипсихических структур.. В этих выводах просматривается явная аналогия с интерпсихической формой действия по Л.С. Выготскому, утверждавшем, что всякая психическая функция выступает на сцену дважды – сначала как распределенная между ребенком и взрослым  в своей интерпсихической форме, и только затем как индивидуальное достояние самого ребенка, т.е. в интрапсихической форме.

Из литературы посвященной анализу закономерностей развития ребенка видно, что период младенчества  делится на стадии, отличные по содержанию решаемых в диаде задач  и формам взаимодействия ребенка и матери.

  1. Первая стадия первичного взаимодействия в психоанализе определяется как физиологическая прелюдия к объектным отношениям однако именно здесь закладывается основа будущих социальных взаимоотношений. Ее продолжительность примерно равна двум месяцам. Главной задачей для матери и младенца является стабилизация физиологических циклов для сохранения гомеостатического равновесия. Создается впечатление, что на этом этапе мать легко можно заменить другим человеком; однако это не так. Данные свидетельствуют о том, что ребенок подготовлен к взаимодействию именно с матерью. В этом взаимодействии используются различные физиологические системы, как у матери так и младенца, (зрительная, слуховая, кинестетическая, вкусовая и обонятельная). Утонченные биологические способности младенца и способность матери «отзеркаливать» (Винникотт) аффективные переживания ребенка приводит к образованию системы обратной связи. В термине «отзеркаливание» Винникотт описывает механизм взаимодействия матери с ребенком, при котором отношение матери к своему ребенку, отраженное на ее лице, «считывается» ребенком. Чувствуя то, что видит в матери, младенец формирует базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания обеспечивают фон, на котором ребенок начинает строить чувство собственного «я» и восприятие другого, отличающегося от него самого, целостного и отдельного. Этот решающий вклад матери подчеркивался и Кохутом, который отмечал, что детское выживание требует специфической психологической среды – наличия отзывчивых, выразительных Я – объектов, которые  подтверждают ребенку его природную энергию и жизнеспособность. Таким способом развивается особая приватная форма взаимоотношений между матерью и младенцем, обеспечивающая основу для надлежащего психологического функционирования в последующие периоды развития. Это двустороннее отношение, обеспечивающее необходимые условия для развития ребенка, возможно лишь при определенном изменении способов взаимодействия с другими со стороны матери. Мать в этот период может быть «достаточно хорошей матерью»  при условии, что находится в особом состоянии сознания, позволяющем ей чувствовать потребности своего ребенка как будто свои собственные, т.е. в состоянии полного чувственного слияния с ним. «Этому нельзя научить. Мать чувствует: младенца надо взять на руки или положить, не трогать или  перевернуть.  И лишь при определенных внешних помехах женщина не может быть «достаточно хорошей матерью»  после рождения ребенка» (Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери.  М.: Независимая фирма Класс, 1998. 79 с.). Обощая высказывания Винникота, характеризующие «достаточно хорошую мать» можно сказать, что основным условием подобного отношения к ребенку является слабая выраженность когнитивного компонента отношения, результирующегося в значенческих характеристиках отдельных качеств ребенка, и преобладание в материнском отношении на данном этапе аффективного и поведенческого компонента: мать действует в ответ на аффективные переживания. Вот почему любое вмешательство со стороны, направленное на рефлексию процессов, происходящих в диаде, может разрушить установившееся отношение. Как только отношение к ребенку стягивается к объектному полюсу отношений, оно престает быть условием полноценного развития ребенка. Со своей стороны ребенок обладает рядом врожденных способностей, позволяющих ему находится в социальной среде взаимоотношений с другими людьми.

 Наблюдения психоаналитиков были подтверждены последующими экспериментальными исследованиями, выявившими врожденные способности ребенка к взаимодействию со взрослым. В начале 70-х годов были проведены экспериментальные наблюдения за взаимодействием младенца и матери, которые оказались революционными с точки зрения понимания социально – эмоционального развития ребенка (Stern D.N. The first relationship: Infant and mather. Cambridge: Harvard University Press, 1977. Stern D.N. The interpersonal words of the infant. A view frompsyhoanalysis and developmental psychology. N.Y.: Basic books, 1985.) У младенцев были обнаружены столь необходимые для взаимодействия с матерью и дальнейшего развития врожденные «способности устанавливать человеческие взаимоотношения» (Штерн). Так было обнаружено, что новорожденные проявляют особый интерес к звукам человеческой речи, предпочитая ее другим звукам той же высоты, более того сразу отличают голос матери от голосов других женщин. При виде живого человеческого лица поведение младенцев отличается от поведения при рассматривании неживых предметов. Новорожденные девяти минут от роду по разному реагируют на гневное и улыбающееся выражение лица человека. Более того,  уже с первых дней жизни младенцы имитируют некоторые действия взрослого партнера. Исследования показали, что новорожденный открывает рот или высовывает язык, если находящийся к нему лицом взрослый совершает эти действия. Расширением  губ отвечает на выражение счастливого лица взрослого и выставлением наружу нижней губы в ответ на изображение печали, открыванием глаз и рта в ответ на удивление. Таким образом, новорожденный ребенок обладает не только биоинстинктивными способностями но и просоциальными, обеспечивающими возможность раннего взаимодействия со взрослым.  Представители Британской школы объектных отношений и близкие им американские исследователи считали, что социальные отношения человека существуют с самого рождения и не основываются на физиологических потребностях. Утверждали, что основное влияние на развитие ребенка оказывает не удовлетворение биологических потребностей, а ранний социальный опыт. 

Описывая феномены характерные для данной ступени развития Я.Л. Морено называет ее первой вселенной. Мать и ребенок образуют интеракциональное единство, являющееся прообразом всех последующих интеракций ребенка с другими людьми т.е. является матрицей социального развития человека или «социальной плацентой». Подобно тому,  как органическая плацента поставляет младенцу питательные вещества, необходимые для его органического развития, социальная плацента обеспечивает основу для  социального развития. Ребенок пока еще не воспринимает мать как «Ты»  а ее заботу о себе в качестве ее действий. В рамках первого своего переживания мира, в котором нет еще дифференциации между «Я» и «Ты»   и в котором ребенок ощущает тождество с окружающем миром, он воспринимает мать как часть или продолжение себя самого. Мать же со своей стороны угадывает и понимает все чувства и потребности ребенка, исполняет все действия, которые он сам совершить еще не может, но которые являются необходимыми для удовлетворения его жизненно важных потребностей. Возможность такого материнского отношения к ребенку связана с самим процессом формирования отношений с другими в раннем онтогенезе, когда первоначальное единство «Я» и «Ты», сохраняясь как основание всех последующих отношений человека, позволяет вчувствоваться во внутренний мир другого.

 В этой матрице социального развития переживание совместного бытия, совместного чувствования  и совместного действования матери и младенца становится глубинным переживанием тождественности новорожденного с миром  и образует основу для дальнейшего доверия к собственному бытию.  Оно соответствует описанному Эриксоном базисному доверию. В это время отношения ребенка и взрослого не опосредованы ничем – никакой предметностью и никакого другого содержания, кроме  слитого «Я и Ты» это форма общения не несет. Младенец целиком сосредоточен на «Ты» взрослого, которое неотделимо от его «Я». Хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными действиями, эта предметность еще не включена в отношения с ребенком. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определял как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире»  и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. 

На данном этапе главной задачей младенца становится  формирование твердой привязанности к матери. Действия, аффекты и восприятие младенца все больше сосредотачивается на межличностном взаимодействии с матерью, в котором активны оба участника. Опыты повторяющихся пристальных разглядываний матери, которая постоянно взаимодействует с ребенком  и обеспечивает его чувством безопасности,   ведет к закладке чувств постоянства объекта и постоянства себя – истоку самосознания.  Наиболее важным аспектом взаимоотношений матери и младенца в этот период является аффективный климат. Именно аффективно обусловленный и взаимно стимулирующий диалог порождает обстановку, из которой возникают объектные отношения и внутрипсихические структуры (психоанализ и школа объектных отношений).  Морено. описывая механизмы дальнейшего  развития первичной вселенной, говорил о выделении матери как особой части мира ребенка, а затем о первичном  отделение от нее посредством подражания ей как внешнему,  иному объекту. Морено называет этот этап стадией «познания Ты», так как ребенок сначала выделяет Другого как объект познания и через это выделение происходит процесс идентификации «Я». Однако автор оговаривается, что это процесс интеракционального познания, познания через внешнее действие. Осознание своих действие более поздний этап развития ребенка.

 Теоретические построения, касающиеся ранних отношений матери и ребенка, постулируют следующие выводы: механизмы формирования отношений в процессе раннего взаимодействия матери с ребенком являются основой для последующего развития всех видов отношений человека к себе, другим, миру. Отношения в диаде мать – дитя динамичны и проходят в своем развитии два этапа: первичное интеракциональное и эмоциональное  единство   и последующая дифференциация между «Я» и «Ты».

Интегральной составляющей первой вселенной является мать. Она обеспечивает кон­такт ре6енка с грудью или бутылочкой, заботится о нем и оберегает. Вместе с младенцем они образуют интеракциональное единство. В результате возникают взаимные ролевые ожидания, закладывающие основу всех последующих ролевых интеракций ребенка с другими людьми.

По аналогии с функциональным единством матери и ре6енка, представляющего собой на эмбриональной ста­идии .матрицу органического развития, Морено рассмат­вает интеракциональное единство матери и ребенка в первой вселенной в качестве матрицы социального раз­вития человека.

Своеобразие социального развития человека вытекает того факта, что человек по сравнению с большинством животных вступает в мир совершенно беспомощны­м существом, так сказать, существом, родившимся преждевременно. Преждевременные сроки рождения делают интерак­циональное единство матери и ре6енка жизненно важным требованием.. Безмятежное течение интеракций между матерью и ре­бенком, выступающими в комплементарных ролях и эмоцио­нально целиком обращенными друг к другу, могло бы слу­жить эталоном для всех последующих процессов теле-отношений (см далее), то есть эталоном сообразного ситуации восприятия двумя людьми друг друга с вытекающими из него адекватными ролевыми ожиданиями, которые сбываются благодаря соответствующе­му ролевому поведению в креативной интеракции.

В конце стадии первой вселенной ребенок начинает различать окружающих людей и предметы, а иногда даже их узнавать. В целом, однако, он переживает их и познает только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представление или воспоминание, если таковое уже име­ется, воспринимается таким же реальным, как реальные люди и объекты.

 

Вторая вселенная

 

Возможно проигрывание роли до ознакомления с нею и ознакомление с ролью до ее проигрывания (94).

Я.Л. Морено

 

Вторая вселенная появляется после того, как единое восприятие мира ребенком разделяется на переживание восприятия реальности и на переживание мира пред­ставлений или, как это сформулировал сам Морено, на  восприятие реальности и на фантазию. Это раз­деление происходит в процессе нормального психологи­ческого развития и является предпосылкой возникнове­ния дискурсивного мышления, которое от одного пред­мета переходит к другому. Абстрактное мышление спо­собствует постепенному изменению восприятия мира и ориентировке в нем, дифференциации речи и формиро­ванию понятий.

Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении. Не может 6ыть отдано предпочтение одному миру в ущерб другому. С этими новыми усло­виями необходимо спонтанно справляться во всевоз­можных ситуациях. Спонтанность ре6енка позволяет ему мгновенно переходить с одного уровня на другой. Может, однако, случиться так, что человек застрянет на том или ином уровне, и в результате 6удет нарушено его развитие. Если человек остается на уровне воспри­ятия реальности, то есть в рамках матрицы вселенской реальности, это ему грозит слабоумие. И наоборот, ес­ли он застревает на уровне своих представлений, воз­никающие ирреальные страхи и желания могут стать причиной невротической отгороженности от реальности. В процессе нормального развития разделение мира на восприятие реальности и на представление или фан­тазию приводит к появлению новых ролевых катего­рий. Наряду с соматическими ролями и пока еще не­дифференцированными соматопсихическими ролями первой вселенной теперь на передний план выступают психические и социальные роли.

Третья вселенная

 

В работах Морено, прежде всего, в его философских и поэтических произведениях, затрагивается стадия разви­тия человека, которую Грета Лёйтц называет «третьей вселенной». Аналогично переживанию тождественности с внеиндивиду­альным бытием в первой вселенной на стадии третьей все­ленной переживается тождество с трансперсональным быти­ем. Однако это переживание единства с космосом происхо­дит не на бессознательном уровне, а в виде переживания единства без утраты способности к дискурсивному мышлению. Это пережива­ние не является обязательным в психосоциальном отноше­нии. Оно не совершается только в психических или только в социальных ролях, а осуществляется благодаря транс­ценденции к новой ролевой категории интегративного пе­реживания. Поэтому соответствующие третьей вселенной роли назвают трансцен­дентными или интегративными  ролями.

 

Процессы роле­вого развития и процессы ролевого обучения, благодаря которым происходит переход от первой вселенной ко второй и третьей описаны Морено как  пять главных этапов ролевого развития. Каждому из этапов соответствует базовая психодраматическая техника. Воспроизводя в психодраме процессы и механизмы естественного человеческого развития Морено действительно создает условия для развития всех участников процесса групповой терапии.

  1. Стадия идентификации себя с миром – ребенок воспринимает другого человека, мать как часть самого себя. На этой стадии переживание мира нет еще дифференциации между «Я» и «Ты». Мать, которая угадывает все желания ребенка и  выполняет нужные ему действия как бы является продолжением его самого. Ребенок   как бы управляет миром по своему желанию (в качестве мира выступает мать поэтому эта стадия и названа автором первичной вселенной). С психологическими феноменами, описанными на этой стадии, связана базовая психодраматическая техника – дублирование.

В процессе дублирования  другой член группы, выполняющий функцию дубля  выражает чувства главного героя, отрешившись от собственных переживаний и чувств. Дубль, словно доверяющая своему чутью мать предается вчувствованию в ситуацию и переживания протагониста. Он говорит то, что протагонист в данной ситуации  не может почувствовать и сказать из-за вытеснения и подавления части внутреннего мира. Высказывания дубля не воспринимаются как чужой голос, как нечто отдельное, они воспринимаются как свой внутренний голос, за счет чего восстанавливается целостность внутреннего  мира главного героя. При этом протагонист, принимая верные высказывания дубля, развивает их в своем монологе.

2.Этап. Ребенок концентрирует свое внимание на особой чужеродной части самого себя – на матери  - начинается процесс знакомства с ролью.

  1. В континууме его переживаний эта чужеродная часть его самого начинает восприниматься как самостоятельная и ребенок начинает подобно зеркалу отражать внешнее проявления этой роли в своем поведении. Феномены этой стадии раскрываются в базовой психодраматической технике «Зеркало». При использовании этой техники  другие участники группы стараются зеркально отразить поведение клиента на сцене. Видя себя со стороны, клиент имеет шанс оценить  непродуктивные и разрушительные стратегии взаимодействия с другими и  изменить свое поведение.
  2. На этом этапе ребенок не только воспринимает роль другого человека, но и может представить себя в этой роли и играть ее через внешнее подражание.
  3. На этом же этапе ребенок уже способен ощутить внутренний опыт, чувства и переживания, стоящие за этой ролью. В силу этого он способен, находясь в роли другого человека, смотреть на самого себя глазами этой роли, воспринимать себя извне.

Четвертый и пятый этапы ролевого развития соответствуют технике «Обмен ролями». В этой технике человек вживается в роль другого, чью роль он играет и пытается взглянуть на  себя  его глазами.

6. Психодрама как триадический метод групповой психотерапии

Техники и практические приемы, созданные в рамках психодрамы теперь широко применяются в различных терапевтических и дидактических подходах, таких как поведенческий тренинг, гештальттерапия, игровое обучение и.т.д. Однако, психодрама это не только метод ролевой игры с обменом ролями, это именно групповая терапия. Исцеление отдельного человека вне связи с целым, связи с обществом, другими, космосом как творческим мировым процессом, является, по мнению Морено, таким же невозможным как оживление оторванной от дерева увядшей ветки. Уже в своих ранних трудах он отстаивал мысль, что самочувствие индивида, как и здоровье всех людей все больше будет определяться судьбой человечества. «Человечество -  это социальное и органическое единство» писал Морено еще в начале ХХ века.  Именно такое понимание и определило его практической подход к пониманию процессов, происходящих в любой в группе:

  • «Фундаментальный принцип групповой психотерапии состоит в том, что каждый индивид – а не только терапевт может воздействовать на другого индивида в качестве терапевтического агента, любая группа – в качестве терапевтического агента на другую группу» ( 8. 107)
  • «Групповая психотерапия – это терапия не только отдельного индивида, оказавшегося из-за трудностей адаптации и интеграции в центре внимания, но и всей группы и всех индивидов, которые с ним связаны»
  • В любой группе есть внутренние конструктивные силы, способствующие развитию каждого члена группы и всей группы в целом. Высвобождение этих сил происходит в процессе социометрической перегруппировки членов.

Для пояснения этих замечаний необходимо вспомнить  эксперимент, проведенный Морено в учебно – воспитательной колонии для девочек в Хадсоне. Целью которого было преобразование существующего сообщества в терапевтическое с помощью социометрии и психодрамы.

Социометрическое и психодраматическое образование терапевтического сообщества    имеет диагностическую и терапевтическую часть.

Диагностическая часть состояла из следующих мероприятий:

  1. социометрический тест
  2. построение социограммы
  3. социометрическое интевью
  4. психодраматический диагноз.

Терапевтическая часть включает в себя:

  1. психодраму и ролевую игру в выявленных группах с цель прояснения полученных в результате диагностики  результатов социометрической компоновки членов групп.
  2. повторение социометрического теста, социограммы и интервью
  3. преобразование существующего сообщества по социометрическим показателям.

Мы видим, что диагностическая часть работы Морено плавно  перетекает в  терапевтическую, цель которой задействовать целебные, конструктивные силы самой группы. Более подробно обо всех мероприятиях этого эксперимента можно прочесть в книге Г. Лейтц, хотелось бы только подчеркнуть, что в этом эксперименте проявилось триадическое строение метода как целого. Он включает в себя социометрию, групповую психотерапию  или групповой динамический процесс и психодраму.

Три основания этого треугольника постоянно сменяют друг друга как стадии групповой работы, и каждое последующее является  результатом  других и основанием для них.

7. Коституенты психодрамы

Психодрама это единственная форма игротерапии для взрослых. Участники психодрамы вращаются в той сфере, которая в философии и мифологии всех культур характеризовалась как сущностно творческая, божественно свободная, как истинно человеческая. По словам Шиллера, человек бывает вполне человеком только когда играет.

Но, тем не менее, это игра происходит по определенным правилам. Рассмотрим 6 конституентов психодрамы. Именно они превращают её в метод исцеления и развития.  К ним относятся:

1.Сцена 

Может представлять собой реальную сцену с ярусами или без них подобно той, что построена Морено в его клинике в Биконе, или быть символически обозначенным пространством в любой помещении пригодном для проведения психодраматической группы. Важно понимать, что переход участника из пространства его реального существования в группе на сцену, позволяет ему включаться в события и переживания связанные с прошлыми или предстоящими событиями, его фантазиями и мечтами. Именно наличие такого выделенного пространства и позволяет отделять «сюр-плюс реальность» (внутреннюю реальность протагониста, реальность воспроизводимую в процессе игры. Нам это понятие знакомо по детскому опыту. Реальность «как-будто» или «понарошку») от той, что разделяется всеми участниками группы.

  1. Группа или публика. Оптимальные размеры психодраматической группы колеблятся от 6 до 20 человек. Задача группы в процессе терапии распадается на две части:
  • Она помогает протагонисту, сопереживая с тем, что происходит на сцене.
  • Она помогает самой себе, достигая инсайта и иногда катарсиса, созерцая игру протагониста.
  1. Ведущий психодрамы. Он является и главным терапевтом и постановщиком психодраматического действия  и социальным аналитиком.

Ведущий должен уметь эффективно действовать в постоянно меняющейся ситуации в группе и в то же время сохранять контроль над происходящим.  В задачи ведущего входят директивные и недирективные функции.

  • Директивные функции - стимулирование группы и пратогониста к игре и постановка самой драмы. После начала действия он распоряжается об обмене ролями, и применяет различные психодраматические техники. Руководит последующим обсуждением.
  • Недирективные функции. Состоят в наблюдении за протагонистом и группой в целом, понимании и анализе происходящего.

4.Протагонист в переводе с греческого означает первый игрок. Он имеет задачу не играть роль в театральном смысле слова, а просто изображать сцены и ситуации из своей реальной или воображаемой жизни. Он играет все это искренне и по настоящему, исполненный чувствами к которым вряд ли был бы способен, если бы только рассказывал об этих событиях.

  1. Партнеры или вспомогательные «Я» -  участники группы, исполняющие те или иные роли в игре протагониста.
  2. Психодраматические техники – незаменимы для существования психодрамы. Морено разработал огромное количество техник. С базовыми мы уже познакомились.

8. Фазы психодрамотерапии

Каждая психодраматическая сессия включает в себя три стадии или фазы:

  1. Разогрев. Морено не оставил после себя теории мотивации, он утверждал лишь то, что людям свойственна жажда действия. Это стремление нужно постоянно подпитывать постоянно действующей силой, которую Морено называл разогревом. Разогрев это процесс подготовки участников к спонтанному и креативному взаимодействию. Он является условием возникновения спонтанности.
  2. Игра или действие. В этой фазе эпизод из жизни протагониста воспроизводится на сцене или разыгрывается некая общегрупповая игра. Стадия действия состоит из трех сегментов. В первом сегменте происходит предъявление проблемы путем ролевого проигрывания ситуации, Это дает терапевту возможность подобрать ключи к причинам, приведшим к возникновению проблемы. Именно подбор ключей является основной целью терапевта в первом сегменте. Эти ключи подскажут ему направления развития сеанса, сцены, которые надо построить.

Функция второго сегмента – двойственна. Диагностика причин приведших к возникновению проблемы (ранние травмирующие переживание, отсутствие навыков или поведенческих моделей реагирования, фиксированная роль…) и коррекционная часть - устранение болезненного чувства, снятие запретов. Именно в этом сегменте происходит катарсис. Основная цель – подвести протагониста к осознанию необходимости изобретать новые способы реагирования.

Знакомство с новым способом реагирования происходит в третьем сегменте стадии действия. Задача этого сегмента экспериментировать с различными путями преодоления или разрешения назревших проблем. Очень важно, чтобы процесс такого проигрывания включал не только сцены проигрывания нового поведения, но и последствия такого поведения. Критериями достижения подходящих решений служат следующие признаки: хорошо ли чувствует  себя протагонист в новой ситуации, удалось ли уменьшить возможность возврата проблемы. Огромным преимуществом психодрамы перед другими формами психотерапии является возможность исследовать неизвестные формы поведения в безопасной обстановке.

  1. Обсуждение или заключительная фаза проходит в двух последовательно сменяющих друг друга формах.
    • Ролевая обратная связь – в ходе которой участники, исполнявшие роли делятся чувствами и переживаниями испытанными в роли.
    • Шеринг – процедура, направленная на поддержку протагониста . В ходе шеринга участники группы делятся неким личным опытом, который актуализировался у них в ходе игры протагониста. В результате шеринга протагонист убеждается в том, что в группе есть люди в жизни которых случались ситуации подобные его жизненной ситуации, т.е. он не одинок в своих проблемах.

9. Терапевтические механизмы психодрамы

Прежде чем перейти к исследованию и описанию терапевтических аспектов ПД необходимо оговорить, что современная психодрама существует как достаточно независимый от первоначальной теоретической парадигмы  метод. Сегодня кроме классической психодрамы существует поведенческая психодрама,  психоаналитическая психодрама, экзистенциальная психодрама, и интегративная психодрама, пытающаяся объединить все эти позиции. Но, вводя эти различия мы говорим о способах понимания и объяснения феноменологии сеанса терапии, но почему наступило улучшение у пациента, что именно помогло ему зависит не от способа применения, а определяется индивидуальностью  субъекта и воздействия терапевтических механизмов, которые практически идентичны во всех вышеперечисленных модификациях.

Итак, что различные психотерапевты и исследователи выделяют в качестве механизмов исцеления

  1. Катарсис - играл самую важную роль в психотерапии на протяжении ста лет, сам термин ввел Аристотель, который полагал, что трагедия действует «возбуждая ужас и сострадание для достижения должного катарсиса или очищения от тех же эмоций» Т.О. Катарсис это эмоциональное очищение пациента. Подобным образом на протяжении веков очищали от злых духов, демонов итд. Фрейд с Брейером, изучая истерию, поняли, что катарсиса вовсе недостаточно для полного исцеления. В течении жизни мы часто испытываем сильные переживания. Общим для понимания катарсиса является понимание того, что эмоции скапливаются как пар в котле и если они не находят выхода то создается давление, или напряжение которое приводит к нарушениям в функционировании психики. Однако важно обозначить пределы катарсиса как такового и его  значения в группе. Катарсис очень важен как часть межличностных отношений, еще никто не получил стойкий терапевтический эффект от выражения своих чувств в пустом туалете. Сильное выражение эмоций ведет к сплоченности группы, что опять  таки развивает  сильные взаимные связи. Без аффектов группа дегенерирует до бесплодной праздной церемонии, однако интенсивность эмоционального выражения совершенно разная у всех участников и должно оцениваться не с точки зрения эмоционального лидера, а с точки зрения участника. Даже самое безмолвное переживание может внутри сопровождаться глубокой эмоциональной разрядкой. Сам Морено расширил первоначальное значение катарсиса, включив в него не только высвобождение и облегчение эмоций, но и интеграцию, приведение в порядок, переживание здесь и теперь.
  2. Когнитивный аспект или инсайт в действии. Самоосознание традиционно считалось важнейшим фактором излечения. В различных школах данный процесс называется по-разному: самоактуализация, превращение бессознательного в сознательное, инсайтом итд. Однако тот факт, что клиенты обретают основу понимания своих проблем и изучают свое детство, еще не дает гарантии, что они смогут или захотят что-то с этими проблемами сделать. Многие пациенты достигают значительного понимания, но, тем не менее, не добиваются  никакого терапевтического прогресса. «Если бы можно было вызвать изменения только предоставлением информации, то пациенты бы излечивались читая психиатрические описания и результаты психологических тестов» ( Апельбаум). В целях психотерапии процесс самопознания должен сопровождаться значимым обучающим опытом. Пациенты должны не только увидеть в прошлом причину своих страданий, но и ощутить значение своих чувств и действий в настоящем. Однако если такое прозрение не сопровождается действием и переменами в поведении оно остается неинтегрированным в структуру личности.  В психодраме процесс понимания происходит во время действия, а не просто вербальной интерпретации и поэтому Морено назвал его «инсайт в действии» Такого инсайта нельзя достичь в процессе интроспективного анализа лежа на кушетке. Он достигается только во время действия, когда приходится взаимодействовать с опытом тела: стоять смирно, тянуть, толкать, жестикулировать, произносить слова…. Инсайт может быть в виде озарения (Эврика!) а может быть процессом постепенного понимания и осознания впечатлений своей жизни. Невозможно также понять, когда получен полный инсайт, т.к. каждое событие последующее заставляет переосмыслять все предыдущие, каждый шаг в жизни может привести к кризису или творческой перемене.  Инсайт в действии не может быть передан в виде интерпретации. Это самый гуманистический аспект психодрамы пациент сам выстраивает свою модель понимания и интерпретации. Терапевт дает интерпретацию посредством построения сцен и тем самым способствует процессу понимания. Самый эффективный способ проложить дорогу инсайту в действии это создать условия, в которых поощряется спонтанность и снимается сопротивление. Характеристики  инсайта в действии:
  • обучение через непосредственный опыт – через обмен ролями, через получение реального опыта (н-р когда ребенок дотрагивается до радиатора он понимает, что такое горячо) Принцип стоящий за этим «если у человека в детстве были плохие родители он сможет получить хороших родителей, будучи уже взрослым, (ими могут оказаться терапевт, вспомогательное лицо, другие члены семьи итд). Морено утверждал, «каждый настоящий второй раз есть освобождение от первого». Таким образом, можно предоставить возможность протагонистам не только пережить прошлое по-новому, но и отучиться от нежелательного отношений, привычек, образцов поведения. Человек может вновь начать с того места, где приостановилось его развитие.
  • Обучение через действие. Беседы о плавании никого не могут научить плавать. Мы не можем уговорить параноика оставить свои заблуждения,   страдающему фобией сказать, что если он хочет, то сможет перестать бояться… Аналогичным образом невозможно научиться навыкам поведения и межличностного общения, просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии иногда в течении долгого времени.
  • Некогнитивное научение. Психодраматисты считают, что когнитивное понимание есть проявление сопротивления, мешающего происходить реальным переменам. Некогнитивное понимание включает в себя переструктурирование информации на телесном и перцептивно-моторном уровнях и только в этом случае понимание ведет к значимым терапевтическим переменам. Часто его невозможно выразить словами, оно основано на душевных и физических ощущениях, которые, принадлежат к довербальной стадии развития ребенка.
  1. Межличностное взаимодействие. ТЕЛЕ. Морено называл телепроцессом или телеотношением мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своей жизненной ситуации т.е. теле - это двусторонний полностью здоровый модус межчеловеческих отношений. Таким образом, важной частью терапевтического процесса является межличностное общение и взаимодействие. Существует несколько видов искажений межличностных отношений:
  • Ментальные репрезентации – относительно постоянный образ чего- либо, некая внутренняя картинка чего то. В терминах ментальной репрезентации истоки межличностных конфликтов лежат во внутренних образах могущественных родительских фигур. В психоанализе данное явление называется переносом – помещение прошлого опыта в ситуации, имеющие место в настоящем. Н-Р пациент относится к терапевту так как если бы тот был его отцом или матерью.
  • Контрперенос – ситуация когда терапевт развивает свои предпочтения и искажает взаимоотношения перенося свои фантазии на пациентов. Н-р терапевт, которому сложно контролировать свое чувство гнева, может иметь тенденцию подавлять проявления гнева у пациента, что содержит потенциальную опасность для эмпатии. С другой стороны, если чувства терапевта используются в качестве основы для понимания пациентов, то контрперенос может стать важным инструментом лечения.
  • Теле отношения в отличии от вышеперечисленных характеризуются тем, что какая то часть пациента не регрессирует а воспринимает партнеров по общению такими, какими они в действительности являются. В процессе терапии перенос постепенно вытесняется реальными отношениями.
  • Воображение. Воображение занимает центральную роль в психодраме. Вся методология этого метода основана на принципе «как будто». ( при обмене ролями, при разогревающих упражнениях) Главная функция  данных техник в психодраме  состоит в том, что бы работать со стрессовыми моментами жизни, замещая их в защищенном мире воображаемого.  Экспериментируя с  некоторыми измерениями реальности, участники строят мир   в соответствии со своими спонтанно возникающими идеями. Парадоксальным образом эта процедура помогает человеку одновременно и отрицать  и утверждать окружающую реальность. ( н-р разговор с умершей матерью одновременно отрицает факт ее смерти но в то же время примиряет протагониста со смертью матери) В данном случае реальность претерпевает расширение.

Расширение сознание в отношении внешней реальности.

А) вводится в игру будущее в качестве ожидания или испытания, репетиция будущего

Б) обращение необратимых событий

В) искупление вины

              Расширение сознания в отношении внутренней реальности.- изображения снов, фантазий, галлюцинаций.

  1. Поведенческий – отыгрывание в действии. Морено говорил, что действие целебнее, чем разговор. В психоанализе действие считается проявлением сопротивления терапии (Н-р писать любовные письма терапевту, встречаться в нерабочей обстановке…) т.е. когда пациенты разряжают в действиях те импульсы, которые должны быть изучены в терапии. В психодраме это означает постановку, разыгрывание с помощью движений, отреагирование (вентиляция чувств), повторное проживание прошлого события, выражение внутренней реальности во внешний мир, невербальная коммуникация. Т.О. любое открытое поведение в терапевтической обстановке является отыгрыванием в действии.
    1. Харизма терапевта. Искусство терапевта, обучение терапевта,: наблюдение за работой группы, супервизорство, личный опыт групповой работы.
    2. К терапевтическим аспектам психодрамы так же относятся так называемые «неспецефические влияния» которые еще называют магией, влиянием коллективного бессознательного, альтруизмом. Очень хорошо этот аспект групповой психотерапии освещен в книгах Ялома.

 

Удивительная современность идей Морено поражает и удивляет. То, что в начале века прошлого выглядело фантазией запоздалого или плохо интегрированного в современность пророка, обретает черты насущных реалий современной эпохи. Он настаивал на необходимости действия в сфере межчеловеческих отношений   как на единственно возможном средстве развития всего человечества. Морено понимал, что эволюционный путь человечества заключается не в постройке бомбоубежищ или освоении космоса, а в разбивании человеком своих собственных ригидных личностных стереотипов, цепей, сковывающих его душу. В практическом аспекте данный тезис нашел свое воплощение в предложенных Морено терапевтических приемах, предполагающих, что развитие индивидуума возможно лишь тогда когда он сумеет увидеть  себя и свою ситуацию глазами Других, связанных с ним, через диалог двух сознаний, двух картин реальности, а не через победу одной над другой.

Использованная литература

  1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов. \ М. «Класс» 1998г.
  2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. \ М. «Класс» 1993 г.
  3. Лейтц Г. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Теория и практика.\ М. «Прогресс» 1994г.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. \М. 1994г.
  5. Морено Я.Л. ПсиходрамаМ.Эксмо – Пресс 2001
  6. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М. Академический проект 2001
  7. Психодрама: вдохновение и техника. \М. «Класс» 1997г.
  8. Рудестам К. Групповая психотерапия. \ М. «Прогресс» 1993г.
  9. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С., Психодинамическая психотерапия./ СПб 1992г.
  10. Шутс В. Глубокая простота.\ СПб 1993 г.
  11. Шутценбергер Синдром предков. М.2001
  12. Хрестоматия по гуманистической психотерапии.\ М.1995г.
  13. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.»Класс», 2000
  14. Ялом И. Групповая психотерапия теория и практика. \М. «ЭКСМО – Пресс» 2001