Перинатальная психология

Каждая женщина, вынашивающая ребенка, ощущающая его движения в своем теле, сопричастна чуду созидания новой жизни. Как так происходит, что две случайно соединенные клетки дают начало такому фантастическому, невероятно сложному процессу - рождению ЧЕЛОВЕКА – чувствующего, способного радоваться и печалиться, играть и видеть сны, узнавать своих родителей и ждать контакта с ними еще в утробе? В христианстве, это ощущение чуда, которым пронизано ожидание ребенка, нашло свое воплощение в метафоре: тело беременной уподоблялось храму, где разворачивается главное таинство перевоплощения из духа в плоть.

Наука долго не интересовалась чудесами, и в нашем сознании сложилось устойчивое восприятие того, что в утробе еще не человек, новорожденный ничего не слышит и не воспринимает, а тот, кто еще не говорит, не способен и понимать.

Современность постепенно меняет отношение к плоду и новорожденному. Пока еще множество данных перинатальной психологии не вошли в программы обучения врачей и психологов. Однако открытия в области нейрологии, иммунологии, эмбриологии психофизиологии, глубинной психологии и психотерапии,  убеждают нас в том,  что жизненный путь человека начинается с утробы матери, базовые качества личности и фундамент психического и физического здоровья закладывается и развивается в тесном взаимодействии с матерью и семьёй в первые недели, месяцы и годы жизни. Значение этого периода в жизни человека невозможно переоценить. Исследователи генома человека опубликовали сенсационные данные о том, что лишь 1\3 всех качеств и особенностей человека как физиологических, так и психологических обусловлена генетическими программами, 1\3 формируется в период внутриутробной жизни, и только 1\3 это то, что  воспитывается и складывается в течение всей последующей жизни. Таким образом, значение периода внутриутробной жизни для человека равноценно всем воздействиям на него в течение многих лет жизни после родов.

Сегодня мы с помощью науки заново открываем то, что древние народы знали всегда.
Мы не можем воспользоваться всем, что оставили нам предки, однако наша задача создать новую перинатальную и родительскую культуру.

Конец ХХ века ознаменовался появлением движения «сознательное родительство», возникла «пренатальная педагогика», во всем мире  произошло изменение акушерской практики под влиянием движения за гуманизацию родов. Мы как всегда отстаем. И совершенно понятно, что ни один пренатальный центр и нацпроект не решит проблемы гуманного обращения с беременными и новорожденными, не сформирует в головах людей новые ценности и новое восприятие прав родителей и их детей до тех пор, пока не будет выращено новое поколение специалистов, уверенных в безусловной ценности внутриутробного ребёнка,  понимающих беременность,  как этап целенаправленного созидания новой человеческой личности, и как этап становления и развития отношений матери, отца и ребёнка. А новое поколение родителей уже есть. Спасибо за это пионерам в этой области.

Мы тревожимся и радуемся за него, а он, подплывая поближе к стенке живота, напряженно вслушивается в этот мир, есть ли для него там место, готовы ли мы принять его и услышать нечто большее в его плаче, готовы ли мы говорить с ним на его языке, слышать и понимать его послания.

Хотите оставить свой отзыв? Сделайте это через форму обратной связи ниже.